|
Алишер Хамдамов
даты жизни:
24 мая 1942 - 22 июля 2015
|
дополнительная информация
Показать
Скрыть
Имя Алишера Хамдамова мало известно широкому кругу любителей кино - он не получал престижных призов его фильмы не участвовали в международных форумах и фестивалях. Так уж сложилась его судьба что закончив в середине 60-х ВГИК он на сегодняшний день отснял всего лишь два полнометражных фильма: «Золотая голова мстителя» и «Гарем Степана Гуслякова» - картины отличающиеся тонким внутренним психологизмом и редкой душевной наполненностью. Посмотрев однажды его «Гарем...» любой даже самый неискушенный
дальше
Имя Алишера Хамдамова мало известно широкому кругу любителей кино - он не получал престижных призов его фильмы не участвовали в международных форумах и фестивалях. Так уж сложилась его судьба что закончив в середине 60-х ВГИК он на сегодняшний день отснял всего лишь два полнометражных фильма: «Золотая голова мстителя» и «Гарем Степана Гуслякова» - картины отличающиеся тонким внутренним психологизмом и редкой душевной наполненностью. Посмотрев однажды его «Гарем...» любой даже самый неискушенный кинозритель запомнит его навсегда как «классный фильм»(это как минимум) к которому с годами хочется возвращаться вновь и вновь. Мне кажется Алишер Хамдамов - режиссер будущего. Масса невоплощенных идей и сценариев лежат как говорится «в его столе» и ждут своего часа.
Наше знакомство произошло неожиданно - наверное только так непредсказуемо и должно начинаться чувство именуемое настоящей дружбой. Наши встречи стали регулярны а беседы бесконечны. Так и недавней длинной декабрьской ночью состоялся наш вполне обычный разговор (единственная его необычность заключалась в том что я незаметно включил диктофон и эти казалось бы обыкновенные для Алишера мысли стали достоянием сначала магнитной ленты а затем листа бумаги). Свои вопросы Алишеру я оставил как говорится за кадром «слепив» тем самым небольшой монолог - «зерно» показавшееся мне наиболее интересным с точки зрения читателя которое и предлагаю вашему вниманию.
Что всегда было самым актуальным в кино? Я думаю человеческие чувства и отношение к человеку – это вне времени вне каких-либо коньюнктурных требований. Конечно существует порой определенная привязка к какому-либо событию произошедшему в тот или иной год либо век и дело критиков определить уже потом когда фильм снят к какому жанру он относится и каков он стилистически. Но чаще всего подлинное искусство вне времени. Поясню. Есть замечательный фильм Чухрая-младшего «Вор». И хотя действие в этой картине происходит в большинстве своем в сороковые годы это очень современный фильм потому что он сделан сегодня и в нем присутствует современное отношение мышление подача материала язык. Поэтому я не могу сказать что какие-то идеи сценарии которые я мечтал воплотить давно 10-15 лет назад устарели стали макулатурой которая нужна лишь для оправдания своих прошедших лет для самоуспокоения что ли. Каждая идея которую я хотел воплотить когда-либо отражает мое мировоззрение неизменное с годами. И к любой такой идее я отношусь прежде всего как кинозритель идущий в кинотеатр и выбирающий что ему сегодня посмотреть. И если лично меня она греет независимо от чьего-либо мнения я возьмусь за ее воплощение.
Когда мы в юности во время учебы во ВГИКе собирались делать свое кино перед нами стояли некие нравственные ориентиры – Калик Калатозов Феллини... Потом были другие режиссеры но как ни странно осталось только то что было настоящим и как таковое вошло в нашу кровь в наше сознание. Русская литература подкидывала дров в наше воображение. Например Александр Грин до сих пор до конца не оцененный и не востребованный нашими кинематографистами (было несколько попыток не особо удачных). Андрею Платонову в этом смысле повезло несколько больше. Можно вспомнить «Родину электричества» Ларисы Шепитько Булата Мансурова «Рабыню» по рассказу «Такыр».
Существует давнишний спор в среде режиссеров и кинокритиков о том что такое национальное кино. Я считаю национальное кино – это кино создаваемое режиссером принадлежащим к той или иной национальности. То есть тема фильма может быть любая даже посвященная совершенно другой стране но если его снял к примеру грузин то это будет грузинское кино потому что за этим автором или режиссером стоит его история его гены он родился и вырос был воспитан в традициях своей страны. И если он сам по себе интересен просто как человек то он будет интересен и всем нам. А если этот режиссер как человек пуст и сер то... Знаете как бывает изначально был хороший сюжет интересная идея талантливый оператор прекрасные актеры а фильм не получился. И наоборот фильм может быть наивен к нему можно подкопаться с профессиональной точки зрения предъявить кучу претензий но фильм почему-то трогает. Поэтому я уверен неважно о чем фильм где происходит его действие и так далее. А важно кто его сделал то есть должна быть в первую очередь личность в кинематографе. И второе применительное к первому как он этот фильм сделал но это уже второе. Потому что если это личность то и палитра его рисунка будет интереснее и от масштаба его личности его мировоззрения его кругозора зависит качество того что в итоге мы увидим. Что еще отличает талантливого режиссера или по крайней мере должно отличать? Наверное чувство ответственности перед теми кто ему в этом помогает перед всей съемочной группой. Потому что в принципе эти люди работают на этого режиссера они отдают ему свое время а если фильм снимается год то это значит что целый год своей жизни они должны потратить неизвестно на что. Ты к примеру их зажег и они тебе поверили а значит ты не имеешь права сделать «лажу» и тем самым обмануть их доверие. На целый год съемочная группа становится одной семьей и лишь от тебя зависит пройдет ли для них этот год интересно и будут ли они чувствовать себя своими. Ты их позвал покорить Джомолунгму и если кто-то один не вобьет колышек в нужном месте ты сам уже не влезешь на эту гору. Иногда ты их тащишь но чаще всего тащат тебя они. Когда-то давным давно во время поступления во ВГИК самым страшным для нас - абитуриентов было ответить на вопрос: почему вы решили что можете стать кинорежиссером? Так вот я отказался отвечать на этот вопрос не помню уже как обосновав свой отказ. Наверное невозможно единственно верно ответить на этот вопрос. Ведь кинорежиссура - это не массовая профессия. В той же съемочной группе может быть десять рабочих и пять осветителей а режиссер-постановщик - лишь один. Так же я например преклоняюсь перед архитекторами или хирургами. Что такое кино? Или делание кино неважно художественного документального? Это всегда страх перед неизвестностью. Это война сопротивление. Ты сопротивляешься всему будничному и обыкновенному в конце концов самому себе то есть всем своим порокам и слабостям. Кино для настоящего режиссера режиссера по призванию - это ежедневный процесс причем даже если ты в данный момент не снимаешь. Получается если ты не подходишь к камере если у тебя нет съемочной группы все равно ты находишься в непрестанном поиске. Кино - это некая одержимость болезнь. Что бы ты ни читал с кем бы ни общался все ты воспринимаешь через призму рамки зрачка кинокамеры. Вся жизнь которая нас окружает она все равно для нас представляется только сплошь неотснятыми сюжетами фильмами. Каждый день у каждого из нас происходит куча событий встреч историй разочарований. И в принципе каждая из этих историй могла бы быть воплотившимся фильмом. Потом по прошествии какого-то времени происходит естественный отсев - что-то забывается. А то что остается потом может вылиться в киносценарий который ты будешь носить долгие годы по разным инстанциям (так было в прежние годы) а в наше время - по продюсерам. Наверное уровень развитости общества определяется количеством людей его граждан которые еще верят в магию экрана и которые хотели бы чтобы именно в их обществе что-то такое все-таки продолжало рождаться. Чем больше экспериментов проводится в любом деле а в данном случае в кинематографе тем больше отдачи будет завтра.