Голливудский финал Триквел «Железного человека» — многообещающий рекламный проект, за продвижением которого следить в десять раз интереснее, чем пытаться насладиться итоговым продуктом.
Куча распиаренной во всех щелях разномастной брони даже не была толком показана по функционалу, невероятное количество комикс-злодеев типа киборга Хладнокровного или лётчика-испытателя из «Project Firepower» — слились безликим отрядом псевдо-Т1000 в никчёмных сподвижников на побегушках. Любая фансервисная приятная вещь, используемая фильмом галочки ради, после должного привлечения внимания оборачивается издевательским плевком. Хотели Мандарина? Получите, но он будет не таким, как в комиксах… Хотели Железного Патриота? Вот он, но пилотировать будет, ясное дело не Норман Осборн. Хотели второстепенных злодеев? Тонна: Файерпауэр, Колдбурд, Доктор Ву и прочие — блёклые неузнаваемые лица, ни разу не раскрытые по ходу действия. Хотели кучу костюмов? Так вот они, и ни про один Старк ни слова не расскажет, кроме пары кличек. Ах да, жаждали Халкбастера после «Мстителей»? И он будет, но его издевательски всего лишь обзовут тяжёлой броней «Игорь» и не объяснят, что сделал его Тони для противостояния Халку…
Весь ряд приятных мелочей будет лишь ширмой переделок и интерпретаций. «Железный человек 3» — большой прикол над зрителем, прикрывающийся заодно ещё и окончательным финалом трилогии. Шейн Блэк испортил в «Железном человеке» всё, что можно. Осталось разве что избавиться от Пэппер и Джарвиса, что по ходу фильма он и старается сделать всеми силами. Роберт Дауни младший настолько разделён со своей броней, что практически никогда за фильм не одевается в костюм, лишь к финалу прыгая из одного в другой. Впрочем, финальный нон-стоп экшен — это единственное, чем фильм может по-настоящему похвастать.
Чем была шедевральная великолепная вторая часть франчайза, в нокаут сделавшая семейный растянутый первый фильм? В нём был гений-антагонист, куча роботов, боевая девица, регулярное упоминание ЩИТа и общности Марвел-Вселенной, а также Роуди в броне. Триквел представляет ремейк того же: боевая Пэппер, умник Киллиан, куча самостоятельно летающей брони, и Родуи-Воитель, перекрашенный уже под Железного Патриота. Тора, ЩИТ и заварушку Мстителей в Нью-Йорке здесь тоже упоминают через каждые минут 15 в диалогах, однако в этот раз из ингредиентов вкусного блюда получилось довольно пригоревшее нечто…
Пожалуй, конечно же, «Железный человек 3» не настолько плох, как какой-нибудь там «Невероятный Халк». Так что даже в Марвел-вселенной это ещё не худшее, что мы видели ("Стражи Галактики» ещё предстоят…). Дауни богичен, Пэппер прекрасна, Роуди стреляет, Железный Человек спасает невинные людские жизни, злодей наконец-таки без лат и доспехов. Хорошее супергеройское кино. Но шито оно белыми нитками да лоскутным одеялом.
Другое дело, что фильм так бездарно мечется между жанрами, что выглядит пародией на самого себя. Здесь много крови, много убийств, мотивы террористов, гибель (и угрозы гибели) важных сюжетных персонажей (с чудесным воскрешением). Фильм регулярно с пеной у рта пыжится доказать, что это самая жестокая часть трилогии. Но при этом количество нелепых и почти всегда неуместных шуток-прибауток сопровождает весь накал жестокости ещё большим количеством. Самая жестокая часть трилогии планирует превратиться в самую смешную, и так в одной сцене фильм бросает из одного в другое менее, чем за минуту экранного времени. Убили — пошутили, пошутили — убили.
«Железный Человек 3» (кстати, спасибо прокатчикам, что не придумали очередное идиотское само-дополнение, аля «Враг в отражении», «Игра на выживание» или какие-нибудь «Анаболики») получился сухим, бездушным, не определившимся в собственной жанровой принадлежности, фильмом на 1 раз. Первые две части, как и великих «Мстителей», пересматривать можно бесконечно. Третий же — разве что в контексте трилогии, ну или с добавочными сценами. Хотя такая кошмарная концовка, как здесь, оставляет лишь полное разочарование от просмотра.
Во всём фильме аж до самого финала совершенно нет экшена. Да, есть неумелая драка в баре. Да, есть взрыв китайского театра. Да, есть весьма зрелищное разрушение особняка Старка (там взорвут сразу несколько вертолётов!). Но это отнюдь не того рода «экшен», который должен присутствовать в кино-комиксе.
Разумеется, зал похохочет над подаренным гигантским кроликом Пэппер на рождество. Семейная аудитория с детишками будет умиляться, как десятилетний мальчишка помогает Старку чинить броню и дарит часики своей младшей сестры. Комикс-Гики будут рады всяческим отсылкам, пасхалкам и аж двум камео.
По мере просмотра, кажется, что единственный (помимо того десятилетнего мальчишки), кто ловит настоящий кайф от происходящего — это названная журналом «Пипл» лучшей женщиной года — Гвинет Пэлтроу. Пока все вокруг отыгрывают на «четвёрку», отрабатывая контракт, её Пэппер с блеском в глазах наконец-таки демонстрирует массу интересного и полностью отдаётся этой новизне. Носит броню, даёт тумаков в одном нижнем белье, спасает жизни людей, принимает верные решения. Пэппер после такого триквела заслужила собственный полноценный спин-офф, если не передумает одеваться в Железную Леди после произошедшего.
Из плюсов, конечно же, стоит отметить ещё и музыку. После шикарного саундтрека первой части, пожалуй единственным недостатком изумительного крепкого сиквела была смена композитора. Композитора сменили снова, но в третьем фильме отнюдь не шило на мыло. Новая музыкальная тема Железного Человека — нечто среднее между музыкой из «Мстителей» и «Трансформеров». Однако и с музыкой здесь вышел кое-какой косяк. Хотите нормальные композиторские мелодии? Получите! Но… теперь в «Железном Человеке» вообще не звучат рок-композиции… Никаких нам Black Sabbath, никаких Ac/Dc, никаких гитарных риффоф и рока/металла в звуковом сопровождении. Даже маек с символикой любимых групп Тони в третьем фильме не одевает.
Бездарный и отвратительный недо-режиссёр Шейн Блэк умудряется на любой плюс в фильме найти ещё более сильный минус. Испортить любой фан-сервис, каждое камео сделать бессмысленным и скучным, разговоры о Мстителях тутже прерывать, и лишь под конец выжимать такое восхитительное зрелище благодаря уступкам студии на бюджет (изначально картина должна была стоить аж более, чем на треть дешевле). Зубодробительные и стремительные бои кучи «железных человеков», хоть и не перевешивают все недочёты картины, но так или иначе вытягивают и выравнивают её.
За многие вещи Блэку прощения нет, но в целом фильм, при всех своих недочётах, вышел одноразово-смотрибельным. Голливудский финал на сомнительной ноте, цитатой «Титаника» и странноватыми заявлениями после всего случившегося, с большой натяжкой, но можно назвать и хэппи ендом. Не самый худший кино-комикс планеты, а просто само-пародийная чёрная комедия, пытающаяся быть самой жестокой и серьёзной в трилогии, да ещё к тому же эту трилогию намертво завершить.
6,5 из 10
Оригинал