Как Ахиллес обогнал черепах «Выход через сувенирную лавку» — настоящий феномен в мире кино. Это настолько совершенное документальное творение, что ломает жанр документалистики и с полным правом вторгается в мир игрового кино. Даже можно дерзко предположить, что этот фильм — просто псевдодокументальная провокация Бэнкси.
Терри Гуетта — полнейший дилетант во всём, за что он ни берётся. Он неважный семьянин, мало что понимает в искусстве, но бесталаннее всего — его съёмки видеокамерой, по иронии оказывающиеся его любимым занятием, более того — настоящей страстью. Без преувеличения сотни километров ни разу не просмотренных им собственных любительских съёмок годами пылятся в коробках.
И вот он встречает свою противоположность — интеллектуала и профессионала в своём деле — легенду стрит-арта Бэнкси.
Бэнкси-режиссёр на этом контрасте строит весь сюжет. Вот Терри, который всегда на виду со своей камерой, всегда готов поболтать с первым встречным. Мы видим, как рождается и реализуется каждая его важная идея — например, устроить собственную выставку. А Бэнкси мы не видим. Ни его лица, ни его развёрнутых рассуждений об искусстве (хотя ему наверняка ему есть что сказать). Зритель лишь украдкой заглядывает в мастерскую легендарного художника. Иногда хочется обвинить Бэнкси и вообще всё стрит-арт сообщество в снобизме по отношению к остальному миру.
Разница не просто очевидна — она вопиюща, словно тот раскрашенный слон на выставке Бэнкси! Но увидят ли её профессинальные ценители искусства? Ответ — в названии фильма, которым Бэнкси попал в десятку.
9 из 10
Оригинал