Недорожденный Существует как минимум два типа кино, в котором автор стремится передать серьезную мысль. Первый тип это, например, работы А. П. Звягинцева: гнетущие сцены, омерзительность персонажей, мрачность обстановки, неумение персонажей говорить друг с другом, - все это давит на зрителя своей депрессивностью, попутно намекая, что если ему не нравится это кино, то он недалекий, примитивный и, условно говоря, не отличается от персонажей. Но я хочу сказать, что «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» относится явно к другому типу – это такие легкие для восприятия фильмы, ненавязчиво разговаривающие со зрителем о жизни с помощью красивых сцен как трагичных, так и комичных, при этом совершенно не теряется ни смысл, ни саспенс.
Хочу сказать о нескольких сильных сторонах фильма:
1. Фильм нисколько не заставляет зрителя чувствовать свою неполноценность и недостаток интеллекта; напротив, он для всех и для каждого независимо от уровня образования. При этом он насыщен символическим и смысловым содержанием – от мусороперерабатывающего завода, на котором работает главный герой, до немых сцен у «друзей, которые ждут» его отца.
2. Картинка великолепна. Цвета в кадрах, ракурсы, композиционные аспекты кадра – все это выглядит гармонично и не отвлекает от сюжета, а наоборот усиливает кинематографическую ясность.
3. Лично мне тюремно-воровские темы чаще всего скучны, но в этом фильме они не самоцель, а только контекст, и в этой роли они вполне достойно дополняют происходящее.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» смотрится на одном дыхании, но все напряженные моменты не повисают в воздухе, а разрешаются когда нужно. Финал именно такой, каким он и должен быть, он продуман и вызывает восхищение, другой казался бы пошлый.
Это история о недорождённом человеке, которому представился шанс родиться.
Эта картина дебютная для Александра Ханта, и это радует и позволяет надеяться на улучшение ситуации с российским кино в целом.
Оригинал