Дик Лоран мёртв Талантливый человек талантлив во всём. Подобные банальнейшие слова приходят на ум, когда хочется начать разговор о пробах пера известного дизайнера одежды Тома Форда в киноискусстве. Но всё же употребить этот штамп будет в корне неверно, так как своим новым фильмом Форд таки доказал, что он в первую очередь, не модельер, а настоящий режиссёр, причём всегда им и был. Просто в поиске способов самовыражения он наконец-то нашёл тот самый, для которого и был рождён. Ведь, смотря необычайно увлекательный и в то же время тяжелый для восприятия неподготовленному зрителю триллер «Под покровом ночи», никто не догадается о том, что это лишь вторая режиссёрская работа Форда.
Если первый фильм режиссёра драма «Одинокий мужчина» о депрессивном профессоре, потерявшем любимого человека, была своеобразной «Красотой по-американски» в декорациях шестидесятых, то найти нечто похожее на «Под покровом ночи» получится с трудом. Единственная близкая по духу ассоциация – это «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Здесь и там перед нами предстаёт семейная пара, отношения в которой далеки от былой искренности и чувственности. В картине Линча герои получают по почте видеокассету с записью их собственного дома, а незнакомый голос по телефону говорит им, что некий «Дик Лоран мёртв». У Форда в семейную «идиллию» вторгается посылка от бывшего мужа Сьюзан, с предложением встретиться и рукописью его нового романа «Nocturnal Animals» («Ночные животные», так в оригинале называется и фильм). В обоих картинах эти загадочные события и открытие неожиданных посылок приводят к одинаковым кадрам – пролёту камеры над ночной пустынной дорогой, которая заведёт героев к самым невероятным развязкам и тупикам. А кого-то, быть может, и в никуда. На этом же ночном шоссе режиссёр, старательно всматриваясь в темноту, разглядел совершенно новую, никому не известную дорогу и поехал своим путём, никак не пересекающимся с другими авторами. Есть конечно в картине Форда и бескомпромиссность Коэнов, и непредсказуемость Хичкока, и размытая грань между реальностью и вымыслом, как у Бергмана, но в целом «Под покровом ночи» - кино совершенно оригинальное и самобытное.
Поставлен фильм по мало известному, хотя и дважды издававшемуся в России, роману Остина Райта «Тони и Сьюзен», причём при написании сценария Форд не отходил от первоисточника далеко, предпочитая в точности передать дух оригинального произведения. И тут и там история о том, как женщина не может оторваться от мрачного и жестокого романа бывшего мужа, замечая в каждом событии и персонаже рукописи сходства с собственной судьбой. Режиссёр пошёл ещё дальше писателя и с помощью хитрых приёмов, доступных только в киноискусстве, прочно связал происходящие в реальности события и историей романа. Постепенно, проглатывая страницу за страницей рукописи героиня осознаёт, что бывший муж целенаправленно создавал метафору их отношений, этакий роман о романе, что с филигранной точностью передано с помощью монтажных склеек, плавно перетекающих из реальной сцены в вымышленную. А ведь при всей насыщенности событий на экране, любого зрителя должно воротить от того, что позволяет себе рассказчик этой истории. Персонаж рукописи, Тони, переживает тяжелейшие страдания и удары судьбы, а режиссёр при этом подбирает довольно антиэстетичные кадры, создавая тем самым, испытание для глаз и разума зрителя. Не зря Тони выглядит в точности, как и бывший муж Сьюзан. С каждым ударом по лицу персонажа, нам всё легче принимать на себя душевные удары, которые в тут же демонстрируемых флешбеках наносила Сьюзан своему супругу, что позволит после открытого финала каждому принять сторону того героя, которому симпатизирует режиссёр. Если, заглушив волнение и подавив эмоции, зрителю вдруг удастся хотя бы на секунду оторваться от созерцания картины, станет совершенно ясным заложенный автором посыл. А с чего вдруг мы вообще должны переживать за персонажей фильма? Любого фильма. Ведь даже с экрана нам настойчиво пытаются доказать, что мы наблюдаем не просто за вымышленной историей, а за историей об вымышленной истории. Но почему-то страдания кем-то придуманного персонажа вызывают бурю эмоций даже при условии, что его не существует, и потому события ленты приводят к выводам уж совершенно абсурдным. При этом никакого сюрреализма в картине нет – только суровая реальность, которую с каждым кадром становится всё труднее воспринимать спокойно.
Нестандартному фильму впору собрать нестандартную команду, и потому совершенно логично, что создавалась картина людьми удивительными. О неординарном режиссёре уже было сказано, так что справедливо будет уделить несколько строк актёрам. Джейк Джилленхол удивителен тем, что до сих пор не отхватил ни одной оскаровской номинации, хотя ежегодно демонстрирует самые разнообразные актёрские образы, доказывая, что может сыграть кого угодно. Эми Адамс удивительна тем, что при своей совершенно далекой от идеальности внешности, она обладает поразительным очарованием и утончённостью. Занятно наблюдать как в своих последних киноработах она с лёгкостью уделывает всех мужчин в кадре, без особых усилий отбирая всё зрительское внимание на себя. Майкл Шеннон харизматичен как всегда, умудряясь даже в роль положительного персонажа привнести дьявольские нотки, а Аарон Тейлор-Джонсон вообще сыграл лучшую свои роль на данный момент, изобразив безумного и опасного мерзавца, уверенного в своей безнаказанности.
Благодаря открытому финалу количество трактовок показанных событий ограничено только воображением зрителя. Можно считать, что Форд снова снял пронзительную драму об одиночестве, а можно обозвать картину вычурным постмодернистским кичем. В любом случае, как и каждый творец, режиссёр в первую очередь пытался показать, как искусство влияет на реальность и переплетается с ней. Растрогает вас или шокирует, очарует или рассердит, этот фильм так или иначе из памяти будет стереть невозможно, а для кого-то он может и станет той самой неожиданной рукописью в почтовом ящике или фразой из телефонной трубки о том, что Дик Лоран мёртв.
8 из 10
Оригинал