Годзилла: Пятидесятилетие Известный своими фильмами ужасов Рюхэй Китамура сделал для Тохо этакий фильм-юбилей к пятидесятилетию главного кайдзю. Фильм с невероятно раздутым бюджетом, перегруженный персонажами, не дающий во всей красе развернуться всему тому обилию монстров, которыми он насыщен, и даже иногда перегибающий палку с комедий и пародией, при этом оказался одним из лучших фильмов о Годзилле, когда-либо видившим свет.
Группа сценаристов на этот раз решила хорошенько пройтись по голлвудским штампам, предоставив в сюжете весьма карикатурных и шаблонных героев в условном сеттинге, намешав в эту историю и «Людей-Икс», и «Матрицу», и «Звёздные войны», вплетя среди монстров даже Зиллу от Эмериха, но при этом ещё и раскланявшись в оммажах старым картинам о Годзилле, где было вторжение пришельцев, а монстр выступал защитником Земли.
Атомный ящер здесь персонаж всё равно не положительный, ещё в прологе его замуровывают во льдах Антарктиды при помощи культовой летающей субмарины Атрагон, он же Готенго, оснащённой сверлом и всяким крутым вооружением. Но спасённое человечество празднует отнюдь недолго. Планета беззащитна без Годзиллы, так что множество других монстров под управлением вторгнувшихся пришельцев-завоевателей начинают сеять хаос во всех частях света.
Параллельных сюжетных линий в сюжете при этом очень много. Это и история о хромосоме-М, появившейся у сверх-людей, которых рождается всё больше, о найденном на раскопках киборге Гайгане, лежавшем под землёй несколько тысяч лет, будучи побеждённым Мотрой в стародавние времена, а также сюжет о дедушке и внуке, обнаруживших в лесу Миниллу — сына Годзиллы, который весьма торопится на встречу с сородичем.
Персонажи довольно яркие, но раскрытые довольно условно и посредственно. При том, что у фильма просто огромный хронометраж, все параллельные истории идут слишком стремительно и порывисто, прыгая с точки на точку. Болтовни по-минимуму, даже когда в кадре нет гигантских монстров — на экране разворачиваются драки, погони и перестрелки.
Несколько умных мыслей вложены в довольно простые диалоги, но и сама картина — этакий закос под типичный голливудский блокбастер с типичным же антагонистом — харизматичным, эпатажным, эффектным, но при этом по традиции без единой капли мотивации и характера.
Есть, впрочем, пара по-настоящему цепляющих моментов, касающихся непосредственно героев и их взаимоотношений, что придаёт осмысленности самому существованию стольких микро-сюжетов внутри общей, довольно-таки простой истории о Ксилианцах, угрожающем Земле метеорите Горасе и о Годзилле, который может остановить всех других чудовищ.
Чудовищ здесь, к слову, просто огромное количество. Фильм явно ставил целью собрать парад кайдзю ещё больший, чем в лучшем фильме Шова-эры «Уничтожить всех монстров». Даже схватке змея Манды с Готенго из «Аторагона» сделан замечательный оммаж в начале картине.
Всяческих отсылок и цитат здесь не счесть, они существуют бок о бок с пародиями, юмористическими стёбными сценками и разными камео, начиная от узнаваемых фанатами актёров фильмов кайдзю-жанра, заканчивая всякими спортсменами, певцами и даже самим режиссёром в маленькой роли.
В последний раз Годзиллу сыграл Цутому Китагава, облачённый в костюм культового монстра. Мастер по спецэффектам Эичи Асада проделал колоссальную работу над обликом монстра и осовремениванием всех остальных культовых чудовищ Тохо — костюмы выглядят отлично, хотя некоторые монстры в Хейсей-периоде всё же смотрелись даже лучше.
Но из всех старых монстров по возвращению на экраны всех превзошёл огромный лобстер Эбира, бой с которым и проводит спец-подразделение мутантов с геном-М. Сражение захватывающее, многообразное и попросту великолепно поставленное. Ещё никогда прежде с кайдзю-фильмах протвоборство именно людей и чудовищ не выглядело столь зрелищно и захватывающе! Обычно это ведь перестрелки военной техники с надвигающейся непробиваемой громадиной, Китамура же предлагает нечто кардинально новое.
Некоторым монстрам не так повезло. Кумонга/Спига — гигантский паук выполнен слишком уж архаично со своей канатной жёлтой паутиной, зато появляется за фильм несколько раз. А вот с Хедорой ситуация более печальная — грязевой монстр сделан неплохо, однако появляется на экране всего-ничего, вырезанную с ним сцену можно наблюдать хотя бы в финальных титрах.
На удивление даже самый раздражающий и никудышный враг Годзиллы — киборг Гайган впервые за своё существование выглядит по-настоящему круто и правдоподобно! Здесь их аж два экземпляра. Один, как сказано выше, откопанный из недр Земли, а второй появляется для финальной схватки, чтобы мы могли лицезреть захватывающую битву двое на двое: объединившиеся Годзилла и Мотра против Нового Гайгана с бензопилами на лапах и загадочного Монстра-Икс, превращающегося потом в главный сногсшибательный сюрприз картины!
Что же до Монстра-Икс, то единственное новое гигантское чудище себя проявило великолепно, оказавшись одним из самых серьёзных противников Годзиллы. Даже первая схватка вышла затяжной и крайне напряженной, но далее началась трансформация в нечто поистине удивительное! И вскоре перед атомным ящером красуется уже эпик эпической эпичности! Кайзер-Гидора! Величайший монстр, когда-либо бившийся с Годзиллой!
Не так уж часто, когда в кайдзю-картинах люди действительно что-то да значат, влияя на разборки монстров между собой. «Финальные войны» — как раз такой особенный случай, когда Годзилла без людей бы не справился, подобно тому, как это было в «Годзилле против Разрушителя».
Человеческий экшен наблюдать по большей части тоже очень здорово. Постановка боёв исполнена занимательно, а погоня на мотоциклах даже заканчивается одной из ярчайших сцен картины. Ну, и конечно же капитан Атрагона — американец Дуглас Гордон с усами товарища Сталина, нарядом Байсона из «Street Fighter» и вооружённый по-анимешному одной лишь катаной — это персонаж на века! Почти все его сцены вызывают восторг и овации.
Определённо Тохо в «Финальных войнах» решили изрядно подурачиться, вследствие чего намешав в картине такое количество всякой всячины, что она может показаться сумбурной или чересчур уж скомканной. Юмор и высмеивание сосуществует здесь с серьёзной миной мудрости о человеческой натуре и окружающей природе. Слишком большое количество героев с трудом умещается в паузы между затяжными экшен-сценами.
Картина верна своим собственным традициям жанра. Так что всё то, что в больших количествах присутствовало в самых главных и самых известных представителях кайдзю сюда включено. Картина, правда, всё же далека от истоков типа хоррора и метафорического фильма-катастрофы, делая уклон в сторону приключенй, боевика, фантастики и даже комедии, но при этом всё же сохраняя ряд ключевых фишек подобных лент. В том числе и фирменный уход Годзиллы в океан. На этот раз уже надолго, но не навсегда. Ведь он ещё вернётся, всегда возвращается.
Тохо сделали под конец Миллениум-эры великолепный оммаж Шова-периоду, со всеми его условностями и глупостями, олдскульным очарованием и обилием старых чудовищ, осовремененных, но почти не изменённых. «Финальные войны» у Рюхея Китамуры получились зрелищными, цепляющими и крайне запоминающимися, став, пожалуй, вторым лучшим фильмом Шинсей-эпохи кайдзю после «ГМК» 2001 года. С пятидесятилетием, Годзилла!
10 из 10
Оригинал