Многие говорили, что Марвел – это конвейер, что их фильмы однотипны, сделаны по одной успешной, но надоевшей формуле, что авторского взгляда в этих фильмах нет, что студия должна давать режиссерам творческую свободу, экспериментировать. Получите и распишитесь. В своем 26-м фильме студия впервые (не считая самых начальных фильмов) сделала ставку на авторское виденье и дала человеку творить. Но случилось так, что этот вагон доверия выдали абсолютно неопытному режиссеру и сняли свою "Лигу справедливости" – такую же претенциозную, нудную, нераскрытую и никому не нужную. Да, у Хлои Джао есть Оскар и куча других наград, но за совершенно другой жанр, и Марвел слишком поторопились ловить на взлете, как им показалось, очередного гения. Не получилось, не фартануло. Кроме того Марвел сделали ставку на китайский рынок и на повестку одновременно, но не учли, что это взаимоисключающие пункты, а сама Хлоя Джао является на родине опальной персоной. В итоге фильм вообще не попал в китайский прокат и к тому же подобранную по квоте меньшинств максимально толерантную команду не оценил никто, даже беззубые западные критики.
Я был заранее предупрежден, что фильм не является экшеном, а является странным вялотекущим потоком сознания, поэтому я настроился на это сразу и по данному пункту разочарования не испытал. Но в остальном фильм снисхождения не заслуживает. Есть ряд фундаментальных причин, почему фильм провален на уровне самой концепции:
- В комиксах команда Вечных состояла по большей части из мужиков. В очередной раз здесь половине персонажей поменяли пол. То есть студия НЕ ВЕРИЛА в изначальный концепт.
- Часть актеров подобрана так, чтобы быть максимально похожими на уже известных героев. Икарис – это копия Баки Барнса, Гильгамеш – копия Вонга, а Аяк смахивает на Алую Ведьму. Я подчеркиваю, это не могло быть совпадением. Когда три героя в команде выглядят как три других знакомых и любимых героя – это сознательное решение студии, т.е. она не верила и в новые лица на экране.
- Фильм похож на претенциозное говно "Древо жизни" Терренса Малика, которое я имел несчастье посмотреть несколько лет назад. Очень долго и нудно, красиво и бессмысленно режиссер показывал совершенно бессвязные сцены: отец орет на детей, люди моют ноги на колонке, динозавры потихоньку эволюционируют, растут деревья, движутся планеты, люди гуляют по берегу толпой за руки – и это каша продолжалась и продолжалась, лишая зрителя понимания, чего он вообще смотрит. Я никак не ожидал, что увижу такое же от Марвел.
- Фильм банально скучный, нудный, затянутый. Его сценарий просто отвратителен, он не работает, истории практически нет. Зритель не ощущает нарастание действия, не чувствует интриги, он не понимает, зачем он это смотрит. Зачем-то показываются флешбэки в разные эпохи, но только в одном из них происходит сюжетный момент. Львиную долю хронометража персонажи просто разговаривают. Экспозиция просто объясняется на словах, а не показывается. Это провал кинематографа как искусства.
- Это один из тех офигительных фильмов, в конце которых выясняется, что всё это время следователь и был убийцей. Итак, Икарис убил Аяк, чтобы никто не помешал пробуждению селестиала. В этот момент он уже победил, ему нужно было просто сесть и ждать. Вместо этого он сам пошел собирать команду для прямо противоположной цели. Это настолько бредовый, настолько бессмысленный сценарный ход, что сознание нормального человека не может вместить это.
Ну и киногрехи поменьше, но которые я также не могу обойти вниманием:
- Как Вечные могли не вмешаться в Войну Бесконечности, если суть вопроса была в половине населения Вселенной? Это самое население нужно селестиалам, т.е. подпадает под прямую ответственность Вечных.
- Как Икарис и Серси могли быть в отношениях 5000 лет, если начали эти отношения в 575 г. до н.э.? И они поженились только через тысячу лет после этого?
- Тошнотворная шутка про слюнявое пиво.
- Как герои могли жить и не знать, что являются биороботами, они что, травм никогда не получали, никогда не попадали на рентген?
- Как можно было сжечь на костре тело одного из них? Из какого он материала?
- Серси превратила монстра в дерево, никто не знает как, и это никак не объясняется и никак не влияет на дальнейший сюжет.
- Она получила сквозное ранение ножом и тут же исцелилась, хотя в фильме прямо сказано, что герои отключили свое самовосстановление для финального плана.
- Она превратила Спрайт в человека. Как? Это не является способностью ее или кого-то из команды. И металл что, превратился в мясо и кости? Вот так просто?
- Селестиала заморозили силой, которую получили от контакта с ним же. Что это за нелепый бог такой, которого компания слуг может вот так обуть?
- Что делал в этом фильме вечный-индус? Он потаскал за собой комедийного персонажа, рассказал о себе, но это всё. В сущности, он пришел в команду только для того, чтобы из нее уйти. Он ничего не сделал в этом фильме.
- Голубые.
- В фильме практически нет персонажей-людей. Человечество представлено безликой массой, и это особенно нелепо на фоне того, что герои без перебоя болтают о том, как любят людей. Но даже автор не смогла показать, за что. Нужны были интересные флешбэки, которые показывали бы, что в разные моменты истории люди снова и снова что-то такое доказывали Вечным, создавали с ними сильную эмоциональную связь. Ничего этого нет. Изображение эпох оказалось абсолютно пустым и лишенным содержания. Фильм ничего не потерял бы при их полном вырезании в ведро.
Итог. Максимально толерантная команда нераскрытых ноунеймов, занятая высокопарными диалогами и надуманными конфликтами, лишенная развития, истории, знакового злодея, оказавшаяся похожей не на Мстителей, а на дешевых провальных Нелюдей. Команда не героев, но упадников, пораженцев, нытиков, мающихся от безделья в своем бессмертии, стоявшая в стороне, когда герои были нужны миру. Максимально толерантный фильм, старающийся угодить всем, поэтому абсолютно никому не нужный, с претензией на оригинальность и философию, но при этом проваливший само понятие кино. Убожество посередине между "Лигой справедливости" и "Древом жизни", упоротый диалоговый артхаус за 200 млн. Провал такого уровня, что в это просто не верится.