Привет.
Писать рецензию ( делиться мнением, что не одно и тоже) на новый фильм по мотивам романа Булгакова искренне считаю моветоном на фоне последней недели. И не буду, хотя есть что сказать. Пара посторонних мыслей, впрочем.
В первый раз при просмотре я сказал "ой", когда увидел Иешуа (Аарон Водовоз). Вот он, низкорослый коренастый семит из Галилеи, с короткими курчавыми волосами, практически списанный с итогов исследований криминальных антропологов. Не иконописный среднерусский парнишка с длинной прической и красоты неописуемой (как принято), еще и с лукавым прищуром Саши Белого из "Бригады". В точку, что сказать. Про остальных вы можете прочитать у всякого, я не стану.
Сценарное решение мне понравилось. Рефлектор, чтобы отражать других, поставлен на Мастере, даже не на нем, а на Булгакове, который пишет про автора, который пишет про автора, который пишет про Пилата. Хороший ход, дающий простор, кому бы вы думали, будущим сценаристам этого же романа.
В следующей экранизации можно было бы поместить рефлектор на Маргариту. Жила-была девочка из приличной семьи, окончила Смольный аккурат перед революцией, и началось. Читала ли она "Фауста"? К бабке не ходи. Чем не ход?
Но я бы отражатель установил на Иванушке Бездомном, и сейчас разовью тему немного.
************************
Итак, что мы знаем об Иване. Поскольку действие происходит 5 мая 1929 года, а ему 23 года (сам сказал), то фиксируем год рождения - 1906. Из рабочих, "пролетарий умственного труда" (с). А в эпилоге узнаем, что тридцатилетний, или чуть больше, молодой мужчина становиться... вспоминаем... "профессором института истории и философии". То есть на дворе 1936 год ( или 1937). А Ваня наш - профессор. Как так? Правда, клятву держит, стихов не пишет, и наказан головной болью при полнолунии.
Вскочить в этот лифт в то время можно было только одним образом - окончить Институт Красной Профессуры, был такой. Там из Иванов ковали будущих идеологов всего и вся, а главное, оправдателей внутреннего террора. Ваню и выпустили-то из психушки (а оттуда не выпускали вообще-то, это билет в одну сторону), только потому, что он все изложил про Мастера и Воланда. И все показания Босых, Варенух и Римских совпали, хотя Вани там не было. Это, видимо, было доложено наверх, и там это понравилось. Недаром с того верха посылались экспедиции в Тибет и в Антарктику. Там, наверху, оч-ч-чень хотели быть похожими на Воланда (отсюда - и самого Булгакова простили). И какая же Иван находка! Ведь там, наверху, хорошо понимали, что для качественной борьбы с тем, что имеет суть, надо знать предмет изнутри, глубоко знать, например, побыть духовным семинаристом в Тифлисе. Или, что уж совсем недостижимо, стрельнуть у сатаны папироску.
И мы все прекрасно понимаем, что историки и философы там, наверху, были не очень-то и нужны, так как наверху сами были и тем и другим, писали работы, а позже разбирались также в генетике и языкознании. И что мог преподавать Ваня в 1937 году, чтобы выжить? Можно было бы на этом и закончить затравку для будущего фильма с рефлектором на Бездомном, я так и хотел, но что-то мне мешало. Следите за руками. И Булгаков к этому никакого отношения не имеет точно.
********************************
Леони́д Фёдорович Ильичёв (2 (15) марта 1906 (!!), Екатеринодар — 18 августа 1990, Москва)
Советский философ, академик АН СССР (1962), секретарь ЦК КПСС (1961—1965). В 1962—1965 гг. председатель Идеологической комиссии ЦК КПСС и заведующий Идеологическим отделом ЦК КПСС. В 1951—1952 гг. главный редактор газеты «Правда», в 1965—1989 гг. заместитель министра иностранных дел СССР.
В 1918—1924 годах — рабочий.
В 1930 году окончил Северокавказский коммунистический университет, а в 1937 году — Институт красной профессуры (философия). В 1937—1944 годах занимался преподавательской деятельностью. (дальше все в Википедии, можно пробежать по светлому пути)
Что-то я за этот институт зацепился, где свербит у меня, думаю я. Вспомнил.
Кандидатская диссертация «Роль Института красной профессуры в становлении советской исторической науки и разработке проблем отечественной истории, 1921—1938 гг.»
1987 год, автор - Валерий Дмитриевич Соловей, 27 лет.
У меня все по фильму.