Моя винтовка — мой лучший друг. Она — моя жизнь. Стенли Кубрик всегда пытается делать работы неповторимые, он охватывает много жанров. Были у него до этого сатирический военный фильм про доктора Стрейнджлава, была и фантастическая эпопея `Космическая одиссея`, был и артхаус — `Заводной апельсин`, и фильм ужасов `Сияние`, теперь пришло время фильма про Вьетнамскую войну.
Фильм как бы разделён на 2 части. До и во время войны. Вот как раз `до` — это гениальные 40 минут данного фильма. Вот как обычно начинаются фильмы про Вьетнам. Человек 6 усталых мужиков бредут по джунглям, голос за кадром говорит что идёт какой-то там день войны и так далее, или распитием пива в баре, как в фильме `Охотник на оленей`, или без военной ломкой офицера в `Апокалипсисе сегодня`, в общем, сразу или жизнь или смерть. Но нигде не показана подготовка к этой самой войне. Вот тут Кубрик сделал всё на славу. Целые сорок минут нам показывают суровую действительность, как какой-то ублюдочный командир поласкает матом всех своих подчинённых почём зря. Что-то не то сказал, получи по почкам. Распевание унизительных песен под дождём (эта сцена кстати потом была спародирована в фильме `Майор Пейн»). Идеально показано, как жестокая система порабощает и убивает одного отдельно взятого человека. Развязка первой части получилась просто шикарной. Отлично исполнил свою роль актёр, исполняющий роль сержанта как раз вот этого подразделения. Прям так всё чёток отыграл.
Вторая часть, это как бы стандартная часть про войну, каких мы видели миллионы. Будь то вьетнамская, вторая мировая, или ещё какая-нибудь, везде показывается практически одно и то же. Но мне очень понравилось в данном фильме то, что Кубрик выступает как бы в роли стороннего наблюдателя, в том смысле, что он не занимает какое-то место в этой войне, не делает себе фаворитов. Вот последняя сцена со снайпером это отчётливо показывает, особенно последние пару минут фильма.
Но так же мне не понравилось в фильме то, что он получился слишком простым. О чём я. Первая половина фильма прошла как подготовка к Вьетнаму в фильме `Форрест Гамп`, а вторая половина прошла как взятие пулемёта в фильме `Спасти рядового Райана`. Я не в том смысле, что здесь всё так круто, что пролетает за одну секунду, совсем нет, просто как то всё не мощно сделано. Вот, например, в фильме `Апокалипсис сегодня` сразу столько тем и сюжетных ходов, что голова начинает пухнуть, хоть половина из них там и не завершено, а в `оболочке` напротив все концы округлены, но, складывается такое ощущение, будто Кубрик как начал идти по какому-то заданному путь, так он и идёт весь фильм. Не чувствуется сложность взаимодействия человека с фильмов. Вот это, на мой взгляд, минус. Если после `Апокалипсиса` я был, образно говоря шокирован, то после `Оболочки` такого чувства у меня не возникло.
В общем, получился один из лучших фильмов о войне во Вьетнаме. Хоть немного плоский и однородный, зато чёткий и смотрится с удовольствием.
Оригинал