Отражение, по–видимому, начального периода истории советской пионерии, когда пионеры ещё не были стандартизируемы строгой дисциплиной за заборами пионерлагерей под неусыпным контролем пионервожатых, и бесконтрольно по своему разумению исследовали досягаемую территорию в окрестностях мест своей летней дислокации, попутно проявляя активную социальную позицию. В 70–х фильм, как и одноимённая повесть А. Рыбакова, был желанной — из немногого доступного в этом жанре — духовной пищей среднего школьного возраста.
Очень воспитанные пионеры–актёры, литературно разговаривающие строго по очереди, в меру своих сил изображают ищущих приключений. Нарочито зловещая фигура — классово чуждой, с первого взгляда ясно — старой одинокой охранительницы усадьбы (в постреволюционной разбойничьей глухомани) с полутонной цветного металла на виду, замаскированной под скульптуру птички на постаменте. Колоритен Сенька Ерофеев, кулацкое отродье. Хорошо сделан забавный эпизод с анархистом–максималистом, разъясняющим принципы своей идеологии. Приметный курган, не древнемогильный ли, явно ждал, пока его раскопают — найдя, наконец, сокровища — сообразительные пионеры.
В целом на сегодняшний взгляд фильм тоскливо–длинный.