Куколка Смахивающая на аутистку главная героиня, заморочена поиском и пониманием самой себя через удовольствия этого мира, особо не тяготея ни к сексу, ни к наркотикам, ни к прочим радостям жизни. Холодная, почти безжизненная, но изумительно красивая, она, словно фарфоровая куколка, находит свое настоящее призвание практически в виде экспоната в «эротическом музее», оказывая весьма странные услуги в весьма странном полу-борделе. Накачанная снотворным, она спит голышом в роскошной кровати, пока клиенты могут делать с ней всё, что угодно, с парой существенных ограничений: никакого проникновения и никаких следов на теле.
Визуальная игра с живой куклой всеми формами пытается воспевать красоту эстетическую, никогда не срываясь в порнографию и сцены секса. Любой интим прерывается на полуслове, каждый акт проносится где-то за кадром, и лишь лежащая, или плавно расхаживающая в кадре голая Браунинг намекает о том, что вероятно что-то было. А может быть и нет. За кадром остаются по сути и все посещения клиентов, от которых изредка нам демонстрируют лишь пролог и прелюдию, прежде, чем погасить в кадре свет, сменив перспективу и временные рамки сцены. Сырой и скучный монтаж, почти полное отсутствие крупных планов и фиксации кадра на обнаженных прелестях героини или же других раздевающихся девушек, изо всех сил стараются сделать фильм отрешенным, прохладным и бесчувственным в такт самой Люси — главной героини сюжета.
Но скрыть за бесчувственностью настоящий фейерверк насыщенного действия целиком не получается, и гладко расставленные акценты (словно те самые интимные зоны на изгибах прелестного тела героини) по мере сюжета выстреливают гаммой чувств, от слез до истерики, от драмы до восторга. Ну а куколке остается в перерывах между всплесками только позировать, да присматривать себе жениха, в надежде, что от её скованного полу-сна её таки разбудит какой-нибудь прекрасный принц. Дебютантка Джулия Ли бросает эту Спящую Красавицу в суровый мир реальности, не смотря на всю, казалось бы оригинальность сюжетных ходов и интересные задумки, демонстрируя принц умер, безразличие человеческого вида не знает предела, а надежда на счастье — лишь иллюзорный стержень, помогающий не только вставать и просыпаться, но и засыпать, не ведая совершенно ни о чем.
Возможно, более-менее устаканившаяся рутина действий и зацикленность происходящего — это уже какой-то лучик света, помогающий обрести гармонию, найти призвание и хотя бы временно почувствовать себя нужной, необходимой и значимой. Не даром же карьерный рост из, скажем топлес-официантки, доводит аж до комнаты «Спящей Красавицы», а наградой за ничего-не-делание служит возможность получения образования и оплаты за учебу, а возможно и накоплений на какие-либо личные цели. Уж больно мало всего о Люси нам в итоге рассказали, оставив много тайн и загадок, которые, впрочем, любой девушке весьма необходимы, а в контексте рассказанной истории все это уже не столь существенно.
Упрекнуть за монотонность или неспешность фильм попросту невозможно, потому что он блистательно красив и безупречно эротичен. С таким смаком и густотой, пластикой интимного визуала, снимает нынче ещё разве что Атом Эгоян, порой тоже оставляя много действия за кадром, фокусируясь на эстетике, но не так дотошно, как вечно обрывающая на самом интересном Джулия Ли. Ох уж эти женщины-режиссёры… Весь фильм по сути такой же обаятельный и кукольный, как сама Люси, или же как сама Браунинг, её сыгравшая. Здесь, по крайней мере, все-таки дошли до того, на что не хватило смелости у создателей ужастика «Незваные», на что была кишка тонка у бездарного Зака Снайдера, и до чего едва не дошли в «Лемоне Сникете». Браунинг раздели во всей красе, в многообразии ракурсов, да со всех сторон. Её грандиозный перфоманс и лучшую роль за нынешнюю карьеру так и хочется сравнить с Джеммой Артертон из «Исчезновения Элис Крид», находя нечто общее не только между самими актрисами, но и фильмами, хотя это, безусловно, совершенно разное кино.
Фильм словно пытается воспеть гимн женской естественной красоте, не даром убирая «грязный секс» и «проституцию» за рамки экранного действия, оставляя лишь тонкие намёки на «жестокую реальность». Все полно каких-то условностей, прямых метафор и легких намёков, то так, то эдак подходящих со всех сторон к рассказанной истории. Однако можно было бы пойти дальше, сделав, например, главную героиню девственницей-старшеклассницей (помним сюжет «Ангела» ведь), хоть как-то оправдывая этот нелепый запрет на проникновение, воспевая заодно гимн юности и невинности. Или же отдать это все под крыло Ларса Фон Триера, разыграв драму пожестче, а эротику возведя в демонстративное арт-хаусное порно. Впрочем, он ещё своей «Нимфоманкой» всем покажет, как надо снимать про раздетых девушек, а Джулия Ли не претендует пока что культовый статус и море наград, а прелестно совершает режиссёрский дебют восхитительной картиной, которая может в дальнейшем стать одной из лучших в фильмографии, хоть и по-прежнему останется не совершенной, не раскрытой до конца.
Не получив какие-то ответы, и так и не заглянув туда, куда так стремилась героиня фильма, особо расстраиваться не стоит. В конце концов здесь нет запутанных сюжетных линий, финал едва ли требует дополнительных объяснений, а судьбы персонажей, пусть и не раскрытых во всех деталях и характерах, весьма ёмко и четко проложена от начала до финальных титров. «Спящая красавица» — это ровное, грациозное и безумно красивое кино, с интересной драматичной историей, не спешно двигающейся через изумительной красоты эротические формы, возникающие в кадре. Великолепная картина, не лишённая недостатков и абсурдности, получилась очень приятной, заслуживающей многократного просмотра, и вполне может попасть на почётную полку в личной коллекции. Восхитительная Браунинг, восхитительный режиссёрский дебют Джулии Ли, восхитительная «Спящая красавица».
9 из 10
Оригинал