Умоляю: не вздумайте это смотреть! Мой призыв касается и тех, кто знаком с первоисточником, и тех, кто обошел его стороной. Попробую рассказать об этом предметно.
Для тех, кто совсем в танке: серия романов о полицейском следователе Харри Холе, принадлежащая перу норвежского писателя Ю Несбё, на данный момент насчитывает 11 книг. И, за исключением самых первых, любая из них – добротная, увлекательная беллетристика, значительно выше среднего уровня. Примерно в четвертом-пятом романах автор наконец нащупал собственную формулу успеха и придерживается ее по сей день. И слова «формула успеха» я использую в самом что ни на есть положительном смысле. Жанр «рыхловатый детектив про норвежца в экзотических декорациях» («Нетопырь», «Тараканы») Несбё удачно сменил на жутковатый сериал-триллер, в котором типичные жизненные ситуации всегда готовы посторониться и пропустить вперед нечто по-настоящему зловещее. Причем действительно страшными оказываются происшествия, вырастающие из самых обыденных реалий.
Неудачный брак по расчету, угасающие отголоски второй мировой, потеря любимого, неродные дети, супружеская неверность, наркомания, коррупция – печальные, но знакомые и понятные вещи, каждая из которых способна обернуться кошмаром для всех, принимающих участие. И Несбё ухитряется раз за разом выстроить на этой привычной свалке мусора целый парк аттракционов.
За ваше время пребывания в этом парке его персонал успевает продемонстрировать самые разные стороны своего характера. Автор второй раз разыгрывает тот же козырь, узнаваемость, но вновь делает это с большим мастерством, и удивляет достоверностью образов. Кто-то из быстро исчезнет из поля зрения, а кто-то останется надолго, чтобы сопровождать вас до самого конца. Жаль, что работа на каруселях – занятие опасное, и никто не застрахован от травм и увечий...
С колеса обозрения в бинокль отлично видно Норвегию и малую, и великую, от Бергена и Осло-фьорда до поцарапанных столиков в баре «Шрёдер», от заснеженных гор и лесов до комнатушек в дешевом отеле у Плазы. Деталей в поле зрения попадает масса, однако лишних среди них нет, и читатель внимательный вполне способен сделать необходимые выводы и самостоятельно определить виноватого.
Однако по-настоящему хороши в этом парке американские горки сюжета. Несбё – отличный инженер интриги, и предсказать, куда в следующий миг выведут причудливые рельсы, практически невозможно. Остается лишь в восхищении вскрикивать, запоздало понимая, что на самом деле очередной «неожиданный» и шокирующий поворот давно маячил где-то в отдалении.
Я разделяю мнение многих читателей в том, что как раз «Снеговик» (и «Леопард», книги №7 и №8) — пик его творческого мастерства. Поэтому историю о серийном убийце, отрезающем головы замужним женщинам, и следователе, который обязан его остановить, я готов хвалить и хвалить. Здесь композиция уже очень хороша, и в нее идеально уложена сложная конструкция логичной и выверенной фабулы. А пьющий и страдающий полицейский оставляет далеко позади своих нео-нуарных собратьев, пьющих и страдающих просто потому, что так велит жанр, поскольку психологическая подоплека внутренних метаний героев наконец-то раскрывается с необходимой полнотой. Личная драма Харри и еще четверых центральных персонажей ясна и тематически многогранна — и служит не только отправной точкой для большинства сюжетных линий, но и в конце концов их прямо-таки поэтическим завершением. В процессе чтения в голове то и дело проносятся аналогии со столпами вдумчивого саспенса: то Альфредом Хичкоком (только более кровавым), то Томасом Харрисом (только более динамичным).
Почему же кино, снятое по такому замечательному роману, не понравится людям, читавшим текст? Все очень просто: потому что фильм Томаса Альфредсона совершенно не следует книге. Конечно, содержание семисотстраничного кирпича, насыщенного как перипетиями, так и смыслами, сложно ужать до двух часов экранного времени, и ничего не потерять. Сокращени