В общем о фильме
Фильм такой одновременно однозначный и противоречивый. Что может быть более феминистичным, чем фильм, снятый женщиной о женщинах? Что может быть более мизогинным, чем фильм, снятый женщиной о женщинах, когда режиссёрка, выросла в патриархальной среде, а героини прожили в такой среде всю жизнь? Да ещё и в Советском союзе, а ещё они актрисы, звёзды советского кино.
Очень смущают два момента, что режиссёрка, она же интервьюерка, почти сразу, с порога дегуманизирует своих героинь, говоря, что они «дивы, почти монстры», а ещё зачем-то показывают кадры, где Литвинова наряжает одну из героинь, почти как куклу, как-то нелепо через голову надевая на неё бусы. Можно же расстегнуть застёжку и застегнуть за спиной, а так неловко героине, неловко зрительницам.
В фильме обсуждаются вопросы, связанные с работой, актёрской карьерой, но и «женские» темы, а общечеловеческие темы одиночества и старения приобретают какой-то едкий привкус. Мне было интересно смотреть, но так как я из пяти героинь (Окуневская, Мордюкова, Васильева, Самойлова, Смирнова) знала только двух, то мне пришлось пересматривать на второй раз, чтобы разобраться, кто что сказала. Вообще сложно разделить вопросы и ответы на какие-то блоки, потому что для героинь жизнь, работа, романтические отношения и семья очень тесно переплетены.
Тест Бехдель
Однозначно проходит тест, но это очень показательно, что мало пройти тест.
Патриархат в целом
Несмотря на эмансипационный подъём в начале века, на заслуги Коллонтай, по большей части СССР был страной с патриархальной культурой, это видно и по рассказам героинь. Мордюкова рассказывает, как порой под столом передавала своему тогдашнему партнёру деньги, чтобы он мог заплатить в столовой за их еду, что партнёры завидовали её карьере, и ей приходилось одного из них успокаивать, что он не народный артист. Самойлова говорит: «Мужчина должен быть рядом мужчиной, нехорошо, когда женщина работает на мужчину». А ещё, рассказывая историю, как однажды она вышла на улицу и ни один мужчина не предложил ей подвезти её, говорит: «Как жить, когда нету самого любимого, что есть?» Легендарные женские привилегии в деле. В общем все гендерные роли на месте, и на экране, и в жизни.
Лукизм и эйджизм
Литвинова: «Улыбаться и царить в отличие от вас, смертных».
Авторка фильма говорит, что экранные они не похожи на настоящих, что даже сейчас вот в фильме у них «специальное лицо», одна из героинь даже в какой-то момент сетует, что её не предупредили, что съёмка уже началась. Но вот Окуневская говорит, что не ощущает себя красивой женщиной, вообще она в этом фильме стала для меня приятным открытием. Но при этом Окуневская относится к самой режиссёрке очень по-лукистски, противопоставляя себя, своё поколение ей. Вы же представляете, как выглядит Рената Литвинова? Вот Окуневская и говорит, что сама она «железная как кровать», а Литвинова «как мимоза», что ей объяснять без толку что-то. Мордюкова говорит, что главная героиня «хозяйка» на съёмочной площадке, рассказывая, что как-то подсказала одному из режиссёров на пробах, что у актёра «ноги иксом» и он не подходит на роль председателя компартии (или какого-то другого руководителя) и смеётся при этом.
Конечно, речь заходит о пластических операциях, Васильева рассказывает, что ехала в поезде с одной актрисой, которая как-то механически подтягивала кожу на лице, жалеет её. Самойлова и Литвинова рассуждают, что если женщина будет себя резать, то тут «никакой муж не удержится». При этом Самойлова рассказывает, что для поддержания внешнего вида питалась гречей и творогом. Смирнова говорит, что ей приходилось «улыбаться, чтобы думали хорошо», что она была кокетка и ей хотелось всем нравиться. Конечно, с лукизмом тесно переплетается эйджизм, ведь женщинам нельзя стареть, тем более красивым женщинам, тем более красивым актрисам. Окуневская говорит: «Мне 90 лет через 3 года, вы понимаете? Я — нет, но тем не менее».
Далее см.
https://t.me/bezdnakolonka/22