Мне нравятся фильмы французского режиссера Ивана Атталя, я смотрела почти все его полнометражные фильмы. Часто в них он снимает свою жену — Шарлотту Генсбур, а в последних двух — еще и сына Бена Атталя. Вчера я как раз и посмотрела его последний фильм - «Дела человеческие»/Les choses humaines, 2021. В нем он обратился к одной интересной теме, попытавшись разобрать ее с разных точек зрения, чего обычно в такого рода фильмах не делается, сделав это весьма убедительным способом. Конечно, за основу следует поблагодарить, прежде всего, автора романа с тем же названием — Карин Тюиль.
Молодой парень Александр Фарель (Бен Атталь) возвращается на несколько дней во Францию из Америки, где он учится в Стэнфордском университете, чтобы присутствовать на церемонии вручения его отцу — Жану Фарелю (Пьер Ардити), известному телеведущему, ордена Почетного легиона. Вечером он идет на ужин к своей матери Клэр Фарель, известной журналистке с феминистическим уклоном (Шарлотта Генсбур), которая пару лет назад ушла от его знаменитого отца, отличавшегося ветреным нравом, к другому человеку, преподавателю литературы Адаму Визману (Матьё Кассовиц), теперь она жила с ним и его дочерью Милой (Сюзанн Жуанне), которая, в свою очередь, ушла от своей глубоко-религиозной матери, исповедующей иудаизм, поскольку ей надоели все ограничения. Когда Алекс собрался уходить, они, выяснив, что он идет на вечеринку со своими друзьями, предложили ему взять с собой Милу, он согласился, а наутро к нему пришли полицейские и арестовали его, поскольку Мила обвинила его в изнасиловании. Алекс в недоумении, от отрицает, что он ее изнасиловал, но никто его не слушает. И начинается долгий процесс, суд состоится только через 30 месяцев после всего этого, правда, его отпускают под подписку о невыезде. В течение этого периода нам показывают дело со всех сторон — со стороны потерпевшой, со стороны обвиняемого, со стороны их родителей, параллельно показыват, как всё происходило (без подробностей), но кульминация — это, несомненно, сам судебный процесс, где всё это выходит на публику и обсуждается со всеми подробностями. Мы видим страдания девушки, которая, правда, тоже оказывается не совсем безупречной, т.к. поначалу она солгала, что была девственницей, не столько для обвинения, сколько из-за боязни материнского осуждения. На процессе выступают как свидетели с обеих сторон, так и адвокаты обеих сторон, каждый пытается доказать правоту своего клиента, причем мы видим, что самую большую роль во всём этом играет разное отношение сторон к самому происшествию. Девушка ни разу не выразила своего несогласия во время происшествия, не оттолкнула его, а для него подобного рода отношения были привычным делом, что часто наблюдается в нынешней, особенно молодежной среде, поэтому его действительно трудно обвинить в насилии как таковом. Причем и по натуре он не был жестоким человеком, но в выражениях порой не стеснялся. Он готов признать себя подонком, но не насильником. Процесс завершается, но жизнь персонажей изменилась за всё это время коренным образом.
Мне фильм понравился, хотя далеко не все согласятся со мной, некоторые считают его затянутым, но я посмотрела без напряжения, актеры играют очень хорошо и сама постановка вопроса весьма актуальна. Люди действительно очень разные и всё-таки прежде, чем что-то делать, не мешает пораскинуть мозгами, как мне кажется, причем всем.