"— Врагом, — с тяжкой непреклонностью сказал Йоссариан, — следует считать всякого, кто добивается твоей смерти, на чьей бы стороне он ни оказался [...]"
Авторы новой телеадаптации одной из моих любимых книг получают очки за храбрость. И за подбор (а) подходящих по типажу и (б) хороших актеров. Всё.
Сценарий хромает на обе ноги. Если Хеллер свой оригинал строил как мозаику, нелинейную во времени и пространстве, и мастерски пользовался монтажем и параллельным повествованием, то ответственные за перенос его текста на экран попробовали всю эту сложную и хрупкую структуру распрямить и расположить в хронологическом порядке.
Напрасно. Из-за этого абсолютное большинство ключевых, драматичных, поворотных для сюжета моментов, к которому *читателя* готовят многочисленные повторы и композиционные кольца на протяжении сотни страниц, на *зрителя* обрушивается как снег на голову, без всякого предупреждения. Соответственно, и эффект имеет близкий к нулю. Какой уж тут катарсис.
Отдельного "фи" заслуживает новая концовка, полностью перечеркивающая основную мысль книги.